НОВЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

А вот эта страничка совсем не относится лично к Вашему вождению. Немножко поздно. Вы уже взрослые.
Но рядом с нами подрастают наши дети, любимые сестры-братья и племянники-племянницы. И они растут очень быстро. Интересно и важно уловить этот рост и помочь «мелким» стать «на ты» с техникой (конечно, когда Вы сами станете с ней «на ты»).
Да, в общем-то, и взрослым есть чему поучиться у детей. Ниже приводится несколько идей, высказанных москвичом руководителем детской автошколы Михаилом Горбачёвым. Эту уникальную школу можно назвать яслями водительского мастерства для мальчиков и девочек от двенадцати и младше. Самому юному ученику школы - 8 лет.

Для взрослых полно автошкол. Но туда как правило, приходят люди с большим самомнением и с уже зашитыми ошибками. Но на картинг же, детей стараются посадить уже с четырёх-пяти лет. И это считается нормальным.
Так что же нам мешает знакомить наших ребят с автомобилем? Профессионально. Под контролем знающих и взрослых людей. И это вовсе не воспитание угонщиков. Пусть лучше ребёнок станет «угонщиком» семейной машины и покатается именно на ней. В крайнем случае, поставит её целую в гараж, и не попадёт ни в аварию, ни в какую другую историю. Лучше всё-таки уметь водить, чем ставить опасные эксперименты.

Чему ребят учат в детской автошколе:
  1. трогаться с места;
  2. ехать по змейке;
  3. ездить по квадрату;
  4. близко подъезжать к конусам;
  5. практике быстрой езды;
  6. конструкции автомобиля (руль, запасное колесо, дифференциал, дают понятие недостаточной поворачиваемости и др. сопутствующие моменты);
  7. знакомят с историей появления и развития автомобилей .

То есть закладывается уже с малолетства правильное восприятие автомобиля. Не так просто: сел и поехал. Недостаточно просто почувствовать себя Шумахером. Нужно мироощущение автомобиля. Это же не только обучение, это всё-таки такой построение некого мировоззрения через игру.
Инструктор почти никогда не помогает ребёнку трогаться с места или переключать скорость. Это случается только в крайнем случае, когда бывает небольшая потеря концентрации. Конечно, у инструктора тоже есть дублирующие педали, это ясно. Но дети насколько хорошо учатся и быстро воспринимают и понимают, что по сравнению со взрослыми просто впечатляет. Дети - это такой чистый лист! Их сознание такой очень чистый эфир.

Ребёнку нужно рассказывать только об очень интересных вещах, учитывая его возраст. Не такую вот нудную лекцию: «чем отличается карбюратор от аккумулятора», а, например, такие вещи, которые запомнятся. Например, что у обычного автомобиля, допустим, заднеприводного или переднеприводного, на самом деле одно ведущее колесо, а не два. И почему? Потому, что дифференциал есть, и в повороте только одно колесо толкает машину вперёд, а второе - нет. И, благодаря дифференциалу, машина буксует в грязи. Оказывается, что даже взрослые не все это знают.

Любому ученику, а особенно ребенку, передаётся, когда рядом садится мрачный такой, скучный человек. Даже если это желающий чему-то научить его родитель. Учителю самому важно получать удовольствие от уроков вождения с детьми.

В целом, концепция здесь очень простая: это так же, как научиться плавать или ездить на велосипеде. Этому достаточно научиться один раз в жизни. Потом навык закрепляется на всю жизнь. В подкорке на всю жизнь закладывается программа правильных действий. Если человек умеет плавать и двадцать лет не плавал, то на двадцать первый год, попав в воду, он поплывёт. Это однозначно. Никакой опасности в том нет, в том, что ребёнок в двенадцать лет научится ездить на машине, а до восемнадцати лет, пока ему получать права, он забудет, как он это делал. Это нереально, он ничего не забудет. Есть даже такая поговорка «Это как велосипед, этого не забудешь».

Конечно, если посадить восьмилетнего на любой абсолютно автомобиль, это будет обречено на провал, потому, что он не достанет ни до педалей, руль у него будет… Помните, как раньше управляли водители Волг? Они смотрели на дорогу между рулём и щитком приборов, - оленя направляли туда куда-то… Вот будет и у ребёнка будет приблизительно такая же ситуация. Конечно, он не достанет ни до педалей, ни до чего! В школе Горбачёва занимаются на классическом «Mini Cooper» (который «Rover», а не «BMW»). Настоящий мини - классический, и очень маленький. И у него так гениально сконструирован салон, что, может, и взрослый человек сеть и поехать, а может и ребёнок вот такого возраста, и даже восьми-, девяти-, десятилетние, двенадцатилетние дети. Они запросто достают до педалей, им удобно держаться за руль, и, главное, они видят, куда едут: у них голова выше панели приборов. В этом автомобиле у них очень хорошая обзорность!

Обычно, когда взрослые учат своих детей, они сажают их на колени. Получается опыт вождения только рулём. Поэтому многие родители считают, вот у меня мальчик в одиннадцать лет, и он прекрасно умеет машину водить. Но это имеется в виду, что два-три раза он проехал на коленях, держась за руль. А здесь уже полная ответственность, здесь самому приходится управлять машиной. А так все дети очень быстро понимают, как нужно работать с педалью сцепления, как трогаться… Машина может заглохнуть с первого раза, со второго, но с третьего обязательно поедет.

И что же дальше? Научились дети ездить – и что потом? В Москве можно приходить в школу Горбачёва и участвовать в соревнованиях раз в месяц. Так сказать, поддерживать форму. Общество пока не готово законодательно пересмотреть сроки сдачи экзаменов, хотя во многих странах на права сдают с шестнадцати лет(в некоторых штатах в США). Сейчас в школе Горбачёва открылся второй поток, где на автомобиле «Chevrolet Aveo» можно подготовиться к сдаче экстерном. Там курс из десяти занятий, на которых действительно научат водить машину для езды по городу. Но это уже для мальчиков и девочек (юношей и девушек) с шестнадцати лет, которым уже можно выезжать.

В учёбе нет дискриминации - многие девочки очень быстро ездят и могут составить отличную конкуренцию мальчикам в прохождении скоростной «змейки», очень хорошо справляются с вождением автомобиля и на соревнованиях.

Нужно ли учить детей на «автоматической» или «механической» коробке передач?» Взрослые часто не верят, что дети могут правильно управляться со сцеплением. Вот упражнение «змейка». Здесь ведь человек не только крутит руль. Перед каждой вешкой надо немножко сбросить газ, потом нажать на газ. Т.е. «змейка» не проходится просто на постоянном газу, газом всё время человек играет, поднимает ногу, опускает. То же самое на развороте - там надо к повороту подойти, притормозить, повернуть, добавить газ. У взрослых разница в чём? В том, что они, когда садятся учиться водить машину, для них, конечно, откровение, что педаль газа такая чувствительная, и они никак не могут к ней привыкнуть многие годы. А дети, они сразу это понимают. Они сразу понимают, что нужно буквально полмиллиметра еле-еле нажимать, так очень плавно работать, и у них машина быстро перестаёт дёргаться.

Как вот проходить поворот на машине правильно? Руль нужно поворачивать до начала поворота, а не в самом повороте, как делает большинство водителей. Траектория должна быть такой, что в первой половине поворота руль поворачивается в поворот, а во второй половине обратно возвращается, с прибавлением газа.

Кстати, часть упражнений по вождению можно выполнять на велосипеде. Есть такая книжка –«Экстремальный авто-тренинг». Автор – Михаил Горбачёв. В этой книжке около ста двадцати упражнений, выполняя которые можно очень хорошо научиться водить машину. Не обязательно ходить на курсы. Просто нужно внимательно изучить многие упражнения. Учиться можно даже на велосипеде. Упражнения дают развитие чувства машины. Многие взрослые после автошколы, кто не почувствовал автомобиль, говорят: мы боимся выезжать на улицы – это опасно. И они абсолютно правы – это опасно! Они автомобиль ещё не почувствовали.

На уроках в школе инструктор дает базовые основы правил дорожного движения, самое интересное, что есть в правилах. Знаете - что, например, никто из детей не знает? Кто имеет преимущество на неурегулированном перекрёстке? Это наше великое правило – помеха справа, она должна быть просто вбита. Это называется: привило «береги правый борт». Правый борт надо беречь –тот, где пассажир. А свой можно не беречь - там, где водитель. Это очень легко запомнить? Вот такие вещи им рассказывают. Или о том, как нужно ходить, например, за городом: по дорогам, по просёлкам или по шоссе. Мало кто из взрослых знает, что по шоссе нужно идти не по правой стороне, а по левой. А где находится в повороте, чтобы на тебя точно не наехали? Вот такой осмысленный рассказ о том, что происходит с тобой, когда ты попадаешь на дорогу, наверно, может быть и в восемь лет.

Ну, есть интересные вещи в правилах, которые навсегда запомнятся. Те основные, которые нужно знать. Например, такие премудрости, что водитель должен всё-таки исправлять ошибки других участников движения. Тогда он будет водителем высокого класса, а не ругаться, как у нас часто бывает на дороге.

Вот, что означает исправлять чужие ошибки? Типичная ситуация: водитель ехал по дороге, был зелёный сигнал светофора, и на перекрёстке ему с левой стороны врезается в бок другая машина. 90% совершенно уверенны, что водитель был абсолютно ни в чём не виноват. Говорят в Англии (это шутка, конечно, но в ней есть большая доля правды) есть такое надгробие, на котором написано: «Он воспользовался своим преимуществом». Понятно?

Естественно, если вы приближаетесь к перекрёстку, и вы едите на зелёный свет, и в правилах написано, что вы должны ехать на зелёный свет, и вы уверены, что вы на 100% правы, и, как зашоренная лошадь, смотрите только вперёд – и ЧТО?!. Это означает, что вы очень опасный, ненадёжный водитель. Если вы подъезжаете к перекрёстку, боковым зрением простреливаете налево, направо, даже когда у вас горит зелёный свет. Главное - дорога! Вот в этом случае вы абсолютно безопасный водитель. Вы обязаны исправить ошибку другого водителя. Не важно, по какой причине он мчится на красный свет. Может, у него тормоза отказали! Понимаете? У человека инфаркт может быть за рулём! Понимаете? Это один случай из тысячи.

Не надо рассматривать, по какой причине машина едет вам наперерез, на красный свет. Главное, что если вы водитель безопасный, вы от неё или увернётесь. Или затормозите. Или что-то ещё сделаете. Ну или по касательной может удар быть. В общем можно любую аварийную ситуацию можно сгладить как-то. То есть что-то сделать, чтобы последствия были хотя бы не такими тяжёлыми.

Или вы тупо вперёд едите, вцепившись в руль потому, что зелёный свет. Вот в правилах же написано: «зелёный – я должен ехать». Это очень опасно, примитивно и не профессионально.

Или менее опасная для жизни ситуация, но опасна для времени, для настроения. Загруженный перекрёсток. Давайте всё-таки пропускать! Дайте проехать, даже если другой неправильно встал, подтягивался на свой красный свет. Дай ему проехать. Дай ему разрядиться. Разряди обстановку. Это в твоих силах. Это очень правильная вещь.

Что выбрать ребёнку; управление автомобилем или картингом? Картинг – это спорт. И он мало, что даёт для стандартной езды. Там воспитывается: главное - результат, главное - траектория, главное – быстро. Это немножко другое.

Чему ещё, например, учат в школе? Вот езда по большому квадрату. Это мы не по «змейке», а по большому кругу ездим, где у нас два поворота. Сначала трогаемся с места. Едем. Сначала поворачиваем, нажимаем газ, отпускаем в повороте газ. До поворота руля отпускаем педаль тормоза. Вот, что очень важно – надо заставить машину разогнаться. Мальчик или девочка разгоняются, хотя впереди естественно препятствия. Потому, что не безграничная площадка. Отпускаем тормоз до поворота руля. Отпускаем газ, поворачиваем руль. Вот мы уже справились с поворотом, мы уже на другой стороне. Итак: Едем, включаем вторую передачу, разгоняемся, тормозим, делаем поворот налево, до этого отпускаем газ. Всё, мы в правой стороне. А в конце поворота мы руль возвращаем обратно. И нажимаем на газ.

Вот такие интересные вещи. C детьми обсуждаются все эти ситуации. В таком возрасте это очень хорошо запоминается.

Опять же вот по поводу школ, где мы учимся на получение прав. Как учит нас инструктор? Максимум тихо проехать на первой передаче, проползти вокруг вешечек? То есть не угол и поворот руля - этого попросту не объясняют. Тем более учат у нас на классике «Жигулей», руль у которых надо крутить с утроенным усилием. А в школе Горбачёва дети сразу получают методику современной езды, когда поток разгоняется и тормозит интенсивно, когда идёт динамичное перестроение. Тогда у них это будет заложено, будет опыт работы по несколько другим стереотипам вождения. Дети быстрее, они больше успевают увидеть. И это, конечно, очень хорошо/

 

Через школу прошло около 50 детей. А существуют ли подобные вообще инициативы и места в России? Раньше такие кружки были в Советском союзе, в виде Домов пионеров. Но там выросло вот такое быльё над всем этим. Кто-то может где-то занимается индивидуально, но чтобы это было оформлено, как школа, именно по такой методике - такого просто нет.

Пока нет...

СПРАВКА Горбачев Михаил Георгиевич, член Союза журналистов России, мастер спорта СССР по автогонкам, многократный участник и призер международных соревнований и гонок разного уровня.

Книги и брошюры Михаила Горбачёва:

  1. Что не расскажет инструктор по вождению.
  2. Самоучитель безопасного вождения.
  3. Экстремальное вождение.
  4. Водить автомобиль – это просто.
  5. Экстремальный авто-тренинг.
  6. Безопасное вождение современного автомобиля.
  7. Энциклопедия безопасного вождения в экстремальных условиях.
  8. Сборник «Подарок юному Шумахеру»

Сейчас Издательство «ЭКСМО» и издательство «АЛДИ-ПРИНТ” на основе этих книг выпустят ещё маленькие брошюрки, которые не напрягают.

В начало страницы
 
Счетчик PR-CY.Rank Счетчик тИЦ и PR Счетчик PR-CY.Rank